2019
Когда новый товар поступает на склад – возникает вопрос: где его хранить? Если на вашем объекте хранится 10-20 видов товара, проблем с размещением не будет. Другое дело, когда количество складируемой продукции перевалило за несколько сотен. Здесь не обойтись без адресной системы хранения.
Система адресного хранения на складе – что это?
Это распределение продукции по специальным ячейкам, имеющим индивидуальный адрес. Внедрение этой системы сокращает время на поиск товара и позволяет эффективней размещать продукцию на складе. Такой способ размещения грузов подойдет складам, у которых сотни и тысячи позиций товаров на хранении. Особенно это касается складов с товарами с ограниченным сроком годности – продукты питания, лекарства и т.д.
Так бывает, когда хранение не адресное
ВИДЫ АДРЕСНОГО ХРАНЕНИЯ
Динамическое
Товар не имеет конкретного закрепленного адреса, распределение происходит на любое свободное место, система записывает данные. Электронная система отслеживает приход и расход по каждой ячейке. Можно проводить инвентаризацию поэтапно, не останавливая работу всего склада. Эффективный и доступный способ хранения – подходит для любого склада общего пользования и объектов ответственного хранения.
Товар может попасть в любую зону хранения, складируясь под собственным номером. Во время приемки продукции система «ищет» свободное место на складе и присваивает номер ячейки. Во время сбора заказа отгружаемое число товара списывается из ячейки, освобождая место для нового груза.
Плюсы : не надо проводить анализ оборачиваемости товара, чтобы оптимизировать хранение; есть возможность ревизии каждого места (ячейки) отдельно от всего склада; уменьшается время отгрузки и приема товара.
Минусы : зависимость от электронных систем учета, в случае поломки найти товар становится проблематично.
Статическое
Конкретный товар/группа товаров имеют четко определенный адрес. Подходит для складов готовой продукции, с небольшим ассортиментом, когда есть свободные ячейки и нет учета по партиям и сроку годности. Самая простая система хранения.
Поступивший товар отражается в системе учета с указанием места хранения. Система «помнит», где находится продукция и из какой ячейки стоит отгружать в первую очередь (например, товары с ограниченным сроком годности).
Плюсы : новые сотрудники быстро адаптируются благодаря простоте с истемы; поиск товара значительно упрощается.
Минусы : если нет товара - ячейки не задействованы; требуется постоянный анализ и отслеживание товаров; процесс размещения продукции усложняется.
Применяется и комбинированный вид хранения
Поступивший товар сортируется по качеству и количеству, вносится в электронную систему. Далее определяется товарная группа, в которую он войдет. Для каждой группы товаров создается зона хранения, разбитая на подзоны с приоритетом каждой области – группы одинаковых ячеек. Не имеет значения, в какую область группы продукция будет размещена.
После определения зоны товарной группы выбирается приоритетная область, где резервируется место для товара. Таким образом, зоны хранения реализуют статический метод, а складирование внутри товарной группы – динамический.
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ
Это последовательный процесс. Организация начинается с подготовки склада, ячеек и стеллажей.
Первым шагом помещение склада разбивается на несколько зон:
отгрузочную зону – туда отправляется собранный заказ, собираются сопроводительные документы, формируются листы упаковки.
Место приема товара , где поступивший товар сверяется с документами от поставщика и маркируется.
Место хранения – зона, где будет складироваться товар.
Кроме того, организованные места необходимо разделить на подзоны. Например, места хранения можно разбить на:
- Зону с паллетами, где манипуляции производятся только с применением спецтехники.
- Зону с особыми требованиями к хранению – холодильными камерами, сейфами и т.д;
- Отделение с мелкоячеистым товаром, собираемым вручную.
После разбивки на зоны каждой присваивается определенный адрес . Каждая ячейка штрих-кодируется. Зоны (части склада) нумеруются буквами, а ячейки цифрами.
Динамическое хранение синхронизируется с системой управления складом (1C WMS или другой).
Происходит интегрирование системы с терминалами.
Преимущества адресного хранения:
- Минимизирует человеческий фактор – четкое структурирование товара по «полочкам», где каждый имеет своё мест практически исключает ошибки.
- Происходит оптимизация размещения товара.
- Поиск и сборка продукции на складе производится значительно быстрее.
- Исключается пересортица, так как каждая единица товара имеет свою ячейку хранения.
- Сокращается время приема и размещения груза.
- Производится учет товарных характеристик продукции и склада в целом.
- Оптимизируются процессы сбора заказов, что приводит к увеличению плотности хранения товаров.
ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ
Процесс можно разделить на несколько этапов:
- Зонам хранения присваиваются адреса . С динамическим способом хранения – все ячейки штрих-кодируются, устанавливается специальное Программное Обеспечение.
При запуске надо определится с топологией склада:
- Строго определить границы каждой ячейки/зоны. Персонал должен понимать, какая зона к какому месту на складе относится;
Разработать кодировку складского пространства: номер склада – место - стеллажное пространство - горизонталь/вертикаль
- Склад наглядно маркируется, чтобы персонал без труда ориентировался. Эти же данные заносятся в систему, которая контролирует действия сотрудников, не давая им совершать ошибки.
АДРЕСНОЕ ХРАНЕНИЕ НА СКЛАДЕ ПРИНЦИП РАБОТЫ
Сборка и порядок обхода при сборке товара бывает разных типов:
- Челночная. Комплектовщик заходит в зону хранения из главного прохода склада, собрав товар из одной ячейки, возвращается в зону сборки и так далее. Характерна и подходит только для небольших складов;
- Змейкой. Сборка производится путем последовательного обхода согласно порядку обхода. Минимизирует движения комплектовщика. Применяется на складах с широкими проходами и путями обхода.
- «Эшелоном». Сотрудник собирает товар по эшелонам. Каждый эшелон имеет приоритет очередности. В первом находится самый востребованный товар, во второй – следующий по значимости и т.д. Здесь важен учет оборачиваемости товаров.
- Комбинация всех типов. Предварительно нужен анализ оптимального размещения продукции.
КОДИРОВКА АДРЕСОВ
Каждый товар в ячейках имеет собственный уникальный штрих-код на отдельный артикул, чтобы не перепутать товар. При отсутствии WMS системы, Штрих-коды ячеек можно завести в отдельный excel файл, где указывается название полок. Например, можно использовать шрифт code 39, который кодирует большие буквы латинского алфавита. Он есть в открытом доступе – можно скачать из интернета.
При кодировке сначала указывается складской корпус, потом идут ячейки, стеллажи, ряды, этажи и даже позиции. Пример: К2: Б-6/3. Расшифровывается так: К2 – номер корпуса склада, Б – номер ряда; 6 – линия; 3 –стеллажи. Количество символов в коде зависит от того сколько пространств (зон, измерений) необходимо учитывать. Например, на складе с напольным хранением, достаточно будет двух цифр – номера проезда и позиции (вертикаль и горизонталь, если смотреть сверху). Штрихкодирование требуется только на складах, где применяются терминалы.
Название подбирается таким образом, чтобы сам путь автоматически оптимизировался: после сортировки названия полок сразу показывается оптимальный путь подбора. Рекомендуется избегать похожих буква и цифр, например буквы О и цифры 0 (ноль), буквы З и цифры 3 (три).
После этого запускается процесс адресации – клеятся штрих-коды полок на стеллажи. Далее товар на каждой полке пересчитывается вручную и сканируется терминалом по очереди. После этого сверяется полученное количество товара с данными в терминале. Если все сошлось – систему можно запускать в работу.
Закупаются терминалы сбора данных. Бывают промышленными и ручными. Рекомендуется выбирать терминалы не занимающие много места, которые можно крепить на руке сотрудника.
Все сотрудники должны иметь терминалы сбора данных. Запустить новую систему можно в течение одного дня, без остановки рабочих процессов. Важно, чтобы в этот период не принимали и не отгружали товары.
В первую очередь устанавливается система, поддерживающая хранение по адресу.
Существуют критерии размещения товара:
- класть товары с одинаковы артикулом на одни полки;
- не допускать большого хранения однотипного товара в одной ячейке – это затрудняет поиск товара при комплектации. Максимальное количество SKU в одной ячейке – до 5 штук.
- размещать товары с похожими характеристиками на одну полку. Все это должно быть встроено в систему – программа должна подсказывать, на какую полку разместить товар.
- подбирать товар исходя из его ликвидности – скорости продаж (оборачиваемости).
Большинство предприятий в стране используют программное обеспечение 1С. Управление динамическим видом реализовано только в последних версиях: ERP и УТ 11. Настройка хранения производится с использованием разного ПО, совместимого с 1С, например, Data Mobile. Некоторые из них имеют встроенный CRM модуль, для контроля клиентской базы.
Адресное хранение на складе реализовано в компании ABL. Мы предоставляем весь комплекс логистических услуг: ответственное хранение, транспортные услуги, управление товарным запасом.