2017
С каждым днем технологии шагают семимильными шагами и даже в такой ортодоксальной отрасли, как логистика инновации идут одни за другим: умные склады и сопутствующая инфраструктура к ним, суперскоростные магистрали, беспилотные грузовики и контейнеровозы, умные технологии для складского персонала...
Но все это окажется бесполезным, если мы коренным образом не изменим подход к самой сущности логистики как к технологии, на основе которых уже можно будет использовать вышеупомянутые изобретения.
Сегодня каждый из нас может приобрести суперкомпьютер, у многих он даже уже лежит в кармане, но также каждый знает, что этот самый компьютер, сам по себе как единица, каким бы быстрым он ни был, - бесполезен без интернета, основы получения данных для обработки.
Не секрет, что большинство сегодняшних грузоперевозок, а также загруженность крупного складского хозяйства составляет не более чем 70-80% от существующих возможностей - таковы реалии бизнеса. То есть мы знаем, что часть транспорта у нас не догружена (или вовсе идет холостой), а часть складского хозяйства попросту пустует, в то время как аренда, зарплатный фонд и многие другие платежи у нас представляют фиксированную часть. Эта неэффективность имеет огромное влияние на окружающую среду и рентабельность всего бизнеса.
Из этой ситуации два выхода: либо мы смиряемся с издержками и фиксируем убыток на одну вложенную денежную единицу, либо повышаем стоимость наших услуг, тем самым компенсируя недостачу от неизрасходованного ресурса.
В жизни чаще случается второе, что влечет за собой повышение цен во всей экономической цепочке. Получается замкнутый круг, который мы же сами и инициируем. Данная система не устраивает ни одного из участников рынка, но за неимением лучшего приходится с ней мириться.
Как же добиться полной эффективности от приобретенных ресурсов?
В мире уже известны примеры инновационных бизнес-моделей, которые совершили настоящую революцию в привычном бизнесе, без которых наша жизнь уже не будет прежней (Apple, Amazon, Uber, Groupon и т.д.) Пришло время новой модели в логистике, которая по мнению ученых и логистов, призвана “взорвать” умы людей, сродни недавнему блокчейну.
Физический интернет.
Что если бы мы могли передавать товары в любую точку мира так же легко, а главное, быстро, как отправлять е-мейл или ссылку на смешное видео другу в Фейсбуке или Вконтакте? В это верится с трудом, но стоит вспомнить, что сегодня такое, казалось бы, уже бытовое удовольствие, как видеосвязь или кинотеатр онлайн, всего каких-то 10-15 лет назад были из разряда фантастики. С тех пор, как мы научились отправлять текстовые фаилы размерами до нескольких килобайт размеры “посылок” и пропускная способность сетей растут в геометрической прогрессии.
А так ли отличаются информационные сети передачи данных от транспортных сетей? Именно этим вопросом задались канадские ученые, которые являются основными двигателями идеи “Физический интернет”.
(фото кликабельны)
Электронные гаджеты становятся всё компактнее и могущественнее, окружающие нас физические объекты приобретают всё больше интеллекта. Однако это не отменяет того факта, что при покупке физического объекта необходимо решить вопрос его доставки. Это по-прежнему «предмет», а не поток байтов, и, невзирая на недавние прорывы в системах логистики (например, Hyperloop), эти системы по-прежнему остаются весьма дорогими.
Интернет построен на принципах общей инфраструктуры и открытых протоколов; он позволяет пересылать данные в любую точку земного шара стандартным и универсальным способом.
А грузовики и контейнеры принадлежат различным компаниям, они зарегистрированы в разных странах и часто загружены воздухом. Это же справедливо и в отношении логистических хабов, ёмкость которых избыточна, и они не могут использоваться никем вне соответствующей корпоративной структуры.
В попытке найти решение этой проблемы логистики исследователи из квебекского Университета Лаваля пытаются использовать принципы открытых протоколов сети Интернет для доставки физических товаров и создать некий «физический интернет» – построенную на открытых стандартах распределительную сеть, обладающую эффективностью привычного нам веба – в приложении к перемещению не цифровых символов, а физических объектов.
В настоящее время существующая система логистики скорее напоминает хаотичное движение роящихся масс вместо четко структурированной системы транспортных каналов.
С помощью суперкомпьютеров ученые проанализировали существующие цепи поставок и пришли к выводу, что, унифицировав грузовую единицу можно существенно оптимизировать транспортную сеть, ускорив время доставки минимум на 36%, т.е. на треть.
Программа физического интернета в корне изменит логистику, дав различным организациям (даже если они конкуренты) возможность свободного сотрудничества и совместного одновременного пользования логистическими и транспортными ресурсами. Концепция перехода от собственного владения к владению общему (по примеру CarSharing).
Данный подход совершит революцию в существующих стандартах логистики на всех уровнях:
Унифицированные контейнеры по принципу деталей конструктора Лего – каждая перемещаемая единица: от бумажного письма до 20-тонного грузового контейнера соединяется одна с другой, как матрешка, и является частью единой транспортной системы.
Только представьте себе, насколько может измениться доставка товаров, если все компании окажутся связанными с едиными логистическими хабами и парком грузовиков посредством стандартизованных процедур.
Добавьте к этому «умные» метки на упаковках, которые содержат адрес назначения, помножьте всё на роботизированные транспортные средства, не требующие присутствия водителя или сотрудника – и получите революционные изменения в порядке обработки, перемещения, хранения и доставки физических объектов.
Однако, для внедрения данной технологии потребуется не один год. Разрозненные модели ведения бизнеса и транспортная инфраструктура не только между странами, но и в разрезе одной страны и даже отдельного региона потребуют длительных согласований между участниками рынка.
Но стоит помнить, что для развития интернета в том виде, в котором мы его с вами знаем, с крохотных электронных писем до онлайн просмотра видео в разрешении 4K, понадобилось всего 26 лет ;) Учитывая уровень современных технологий для совершения аналогичного прыжка в логистике может понадобиться вдвое меньше времени!
Уникальные технологии региональной логистики