2018
В начале апреля 2018 года группа инженеров ростовского промышленного коворкинга «Garaж» при Донском Государственном техническом университете (ДГТУ) начала разработку сортировочных роботов для «Почты России». Проектная группа предложила филиалу «Почты Россия» новый способ сортировки почты — автоматизированный сортировочный комплекс «Ботольон».
Детали проекта
С помощью роботов-сортировщиков «Почта России» планирует автоматизировать работу магистрального сортировочного центра, по которому поступают посылки в Ростовскую, Белгородскую, Астраханскую, Воронежскую, Липецкую, Курскую, Тамбовскую области, а так же в республику Адыгея и Краснодарский край.
Для пилотного проекта выбран ростовский магистральный сортировочный центр. В настоящее время все посылки сортируются вручную, что весьма трудоемко. Конвейеры и погрузчики — единственная машинная помощь. Чтобы повысит скорость работы центра и снизить затраты был запущен проект создания сортировочных роботов.
Инженерная группа «Garaж» изучили опыт Puma и Amazon. По проекту, на корпусах роботов «Почты России» будут стоять датчики, определяющие груз.
Характеристики роботов-сортировщиков:
- робот будет автоматически взвешивать груз, проверять трек-номер и ехать к нужному контейнеру (с номером региона), после чего класть посылку в контейнер;
- робот сможет отслеживать потерю посылки и подавать сигнал о пропаже;
- при разрядке аккумулятора сортировщик самостоятельно поедет к зарядной станции;
- один робот сможет обработать посылки массой до 20 кг.каждая, до 5 тысяч штук за смену;
- одновременно будут использовать 6 из 10 роботов (пока 4 на зарядке).
- информация о передвижении машин будет передаваться на сервер, в котором самообучающаяся нейросеть будет выбирать оптимальный маршрут, чтобы они не сталкивались друг с другом;
- роботы легко могут масштабироваться и перевозятся в другие помещения;
- роботы менее энергозатратны, по сравнению с конвейерными линиями.
Дмитрий Оторкин, заместитель директора по логистике южного региона «Почты России» отметил: «Если робот покажет хорошие результаты, данный опыт может быть тиражирован и в другие сортировочные центры «Почты России».
Стоит отметить, что для «Почты России» это не первая попытка «роботизации» своей инфраструктуры. В начале 2018 года дрон-курьер компании, ценой в 1,2 млн. рублей потерпел крушение во время первого полета. Дрон, который должен был доставить посылку, изготовили в России. Масса доставляемой посылки составляла 2кг, скорость полета дрона с грузом заявлялась в 70 км/ч. Через несколько минут полета дрон столкнулся с домом, упал и разбился. Причину неполадок объяснили тем, что дрон потерял управления из-за множественных сигналов точек WI-FI, установленных в квартирах жильцов дома. Помехи, вызванные сигналами WI-FI и вызвали крушение дрона. Разработчики планируют усовершенствовать коптер и повторить запуск.
Мировой опыт
Проектная группа ДГТУ, по сути, заимствует опыт иностранных компаний разработчиков. Например, такие системы давно и успешно используют компании AlibabaGroup и Amazon.
Еще в 2009 году Amazon начала развивать роботизированные системы. Сейчас они считаются лучшими в мире. В 2012 году Amazon приобрел компанию Kiva Systems (Amazon Robotics). На июнь 2018-го в компании трудится 80 тыс. роботов. Принцип работы такой: роботы приезжают под передвижные полки, и подвозят их к сотрудникам, когда это нужно.
Интересен опыт китайских коллег. С 2012 по 2017-й год количество посылок и покупок через интернет в Китае выросло в 4 раза. В 2017-м году в стране работало 8000 интернет магазинов, которые доставили 32млрд. посылок.
В китайской провинции Гуандун на складе города Хуэйянге в июле 2017-го года запустили автоматизированную сортировочную систему. На складе в 3000 кв.м. работают 60 роботов, подключенных к Wi-Fi. Роботы подвозят товары к человеку, которому остается только запаковать и отправить посылки. Склад принадлежит Alibaba, где отметили, что производительность склада после внедрения роботов повысилась в 3 раза.
Принцип действия у роботов следующий: по бокам каждого робота стоят лазеры, которые вычисляют расстояние до объектов, чтобы не сталкиваться друг с другом. За раз робот может «взять на борт» до 600 кг груза, перемещая его со скоростью 1,5 м/c. Аккумулятор рассчитан на 8 часов непрерывной работы. Китайцы подсчитали, что раньше рабочий на складе делал 28 тыс. шагов за смену и отправлял 1500 посылок. После появления роботов на складе количество отправляемых посылок увеличилось вдвое (до 3000), а пройденное расстояние сократилось до 2,5 тыс. шагов. Впечатляющие результаты!
Центр доставки в Шеньтонге уже несколько лет применяет сортировочных роботов. На складе в 1,3 кв.км. находится целая толпа роботов, сортируя до 200 000 посылок в сутки. Робот путем сканирования трек-кода определяет пункт назначения посылки. Сортировщики передвигаются по металлической магистрали с отверстиями по бокам. Адрес, куда поедет грузовик-доставщик, закреплен за каждым из отверстий. Робот быстро и без ошибок доставляет посылку в нужную ячейку. Компания владелец склада, отмечает, что после внедрения роботов им удается экономить до 70%.
Перспективы технологии
Роботизация производств увеличивается по всему миру. Средний показатель количества роботов в мире на 10 тыс. рабочих увеличился с 66 штук в 2015 году – до 74 в 2017-м. Лидер по внедрению среди стран— Южная Корея (631 робот на 10 тыс. работающих людей). Сингапур на втором месте (488), Германия на третьем (309). Так же в десятку лидеров входят: США, Япония, Дания, Швеция, Тайвань, Бельгия, Италия.
Представители США, компания Amazon каждый год в июле в Японии проводит конкурс по разработке роботов среди университетов. Главный приз — 250 тыс. долларов. Победителем становится команда, которая сделает самого эффективного робота для складов компании. Критерием для оценки становится то, как много вещей робот сложил и отобрал. Пока эти роботы не так универсальны и точны, чтобы их использовать в реальных условиях — считают в компании.
В России на 10 тысяч рабочих человек приходится всего 3(!) робота.
Глава компании производителей промороботов Promobot, Алексей Южаков считает, что: «..рынок промышленной робототехники успел сформироваться, на нем есть свои ключевые игроки. Конкурировать с ними нам уже не получится: поезд давно ушел».
Проект сортировочных роботов «Ботольон» для «Почты России», возможно, станет отправной точкой для изменения ситуации с применением роботов в стране.