2019
Склады, складские комплексы и логистические центры – разные компании, отличающиеся по структуре, количеству персонала, списку предоставляемых услуг.
Самые крупные компании – логистические центры, объединяющие разные фирмы, которые предлагают складские услуги, грузоперевозку, хранение на аутсорсинге. Широкий профиль услуг реализуется на территории складского комплекса.
Самый маленький сегмент – отдельный склад. Он рассчитан под определенные типы грузов по условиям хранения. Может находиться в собственности логистического центра или компании и предоставлять услуги аренды или ответхранения грузов.
Наша компания ABL – логистический центр со складскими комплексами в Москве и других городах России. Чтобы было понятнее, в чем разница между всеми понятиями, рассмотрим их подробнее.
Логистический комплекс существенно отличается от обычного склада. В чем его отличия, как он устроен, какие функции и задачи он выполняет – обо всем по порядку.
Логистические центры – это единый терминал, который предоставляет услуги широкого профиля: хранение и обработка товара, информационный учет, таможенное оформление, решения по транспортировке грузов. То есть, под одной крышей существуют несколько фирм, занимающихся грузоперевозками.
ОПИСАНИЕ
Структурно это огромные комплексы, на которых размещаются помещения различного назначения и оборудование различного функционала. Располагаются на отдельных участках земли.
Развитие центров – современная тенденция в складской инфраструктуре. Многие компании из разных секторов заинтересованы в таких комплексах:
• Магазины крупных розничных сетей (Магнит, Монетка, X5 Retail);
• Крупные дистрибьюторы;
• Компании, оказывающие транспортно-экспедиционными услугами;
• Производственные фирмы.
Создание логистических центров приводит к изменениям в экономике, та как снижается стоимость обслуживания в логистической цепочке. Это влияет на уровень обслуживания клиентов.
Наибольшая эффективность логистических центров достигается, когда они объединяются в логистические цепи.
ЗАДАЧИ
Основная особенность центров – сокращение числа участников в цепи поставок, что в свою очередь приводит к более быстрым поставкам и снижению стоимости продукта для конечного потребителя . Задачи:
• улучшение качества бизнес-процессов;
• совершенствование информационных потоков;
• сокращение издержек при доставке товаров.
• позволяют с минимальными затратами распределять товары от производителя в розничные точки с минимумом затрат.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ
Представляют собой несколько компаний, находящихся в одном комплексе. Объединяет их одно – общая отрасль грузоперевозок.
На этапе планирования логистических центров учитывается несколько моментов:
• предполагаемые объемы товарных потоков;
• виды транспортной техники на складе и в зоне отгрузки/загрузки;
• специфика товара, который будет храниться;
• количество мест конечных пунктов реализации и их местоположение;
• проводится анализ ближайших к центру объектов: есть ли жилые и общественные зоны, инженерные коммуникации, линии с электричеством, железнодорожные ветки и морские порты, санитарно-защитные зоны, есть ли на участке земельный сервитут, ограничивающий использование земли.
Структура логистического центра:
• Информационно-аналитический отдел – штат администраторов и программистов;
• Речной или морской порт;
• Контейнерные площадки.
• Административные помещения;
• Коммуникационная служба(связи);
• Служба безопасности;
•Складские помещения большой площади;
• Парк автокранов и техника для транспортировки грузов.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ
Здесь нет четкого разделения, однако предприятия условно можно разделить на несколько категорий:
• Отраслевые центры. Создаются для компаний/компаниями, объединенными общей сферой деятельности, крупными игроками, занимающими устойчивое положение на рынке. Выполняют задачу закупки и распределения товара. Преимущества: высокая доходность, низкие затраты на содержание.
• Центры регионального значения. Основное назначение – оказание коммерческих услуг другим компаниям. Оказывают широкий спектр услуг. Стоимость оказания услуг здесь зависит от количества выполняемых операций: чем их больше, тем ниже стоимость каждой. Размещаются поблизости с крупными производителями или потребителями, это сокращает издержки. Подходят для оптовых предприятий.
• Международные логистические центры распределения. Оборудованы таможенными постами и местами парковки транспорта, на территории находятся финансовые организации, рестораны и отели, точки торговли, места информационного обеспечения.
ВИДЫ
Транспортно логистические
Предприятия ориентированы на комплекс услуг, связанных с транспортировкой грузов . Позволяют оптимизировать потоки товаров и сократить затраты на перевозку товаров.
Еще одна функция таких центров – обработка грузов, проходящих транзитом. Кроме этого комплекс этого типа разрабатывает и организует оптимальную схему движения товаров.
Итак, выделим ключевые функции: подготовка товаров для дальнейшей транспортировки; оформление транспортной документации; страхование грузов; погрузка товаров; экспедиционное сопровождение груза.
Многофункциональные
Создаются для товаропроводящих сетей и управления сразу по нескольким направлениям. Оказывают информационные, торговые, таможенные услуги.
Оптово-логистические
Ориентированы на крупные партии товаров, реализующихся розничными сетями. Основная задача – увеличение продаж за счет повышения качества и скорости обслуживания. В большинстве случаев не рассчитаны на длительное хранение товаров, так как «заточены» больше на обработку товаров. Подходят для торговых и транспортных компаний.
Комплектуют грузы по маршрутам перевозки.
Функции логистического центра
Современные комплексы выполняют широкий спектр как логистических, так и дополнительных услуг:
1. Логистика. Складирование товара; транспорт; управление заказами и запасами; комплектация и упаковка товара; перегрузка контейнеров на терминале;
2. Вспомогательная функция: информационные услуги, страхование, экспедиция и таможенные услуги; аренда контейнеров и паллет, услуги по продвижению товаров;
3. Дополнительные услуги: стоянка автотранспорта и место техобслуживания, ремонт транспортировочных контейнеров, гостиничный сервис, бухгалтерский учет и аудит, банковские операции, продажа горючего.
Созданию таких центров способствует повышение уровня жизни населения в крупных городах, как следствие – увеличение потребительского спроса. Главное преимущество логистического центра – низкие расходы на содержание, одновременное обслуживание нескольких заказчиков, высокая доходность.
Зарубежный опыт
В 70-е годы XX века стали разрабатываться первые концепции складских районов. В 80-е – 90-е годы правительства европейских стран приняли программы строительства логистических центров.
В Италии это было связано с развитием портовых услуг, для увеличения экспорта итальянских товаров и транзита через порты страны. Центр в Болонье – пример удачного государственно-частного партнерства, первый в Европе склад с собственными линиями стекловолокна и сетями телекоммуникации. Его площадь – 200 Га, центр оборудован жд транспортным терминалом, 14-ю складами, оборудованными загрузочными доками, автомойкой, банками, станциями технического обслуживания – это идеальный пример многофункционального логистического центра.
Внешний и внутренний периметр территории складского комплекса охраняется круглосуточно, въезд через КПП. СКУД. Спринклерная система пожаротушения. Ведется видеонаблюдение.
Асфальтированный круглогодичный подъезд для автотранспорта. Площадка для маневрирования большегрузных автомобилей. Территория складского комплекса обеспечена подъездом с ж/д путей и с автодорог.
Класс склада: А
Рабочая высота потолков: 12 м
Климатический режим: +18 ± 3°С.
Хранение адресное (стеллажное), напольное.
Учетная система: 1C WMS Логистика. Управление складом
Склад оборудован несколькими доками для разгрузки и погрузки как малотоннажного транспорта (газель), так и еврофуры. Возможна одновременная разгрузка/погрузка нескольких транспортных средств.
Главный логистический комплекс в Германии – центр в Бремене, открывшийся в 1985 году. Кроме него работают крупные центры в Эрфурте и Касселе, Дрездене. Сформировалось целое объединение комплексов состоящее из 33 складов, расположенных по всей стране.
Общий оборот европейского рынка логистических услуг достигает более 600 млрд. евро. Из них около 30% логистических функций во всех отраслях экономики ежегодно передаётся логистическим компаниям, многие из которых пользуются услугами логистичских центров. Использование комплексов в цепях поставок при мультимодальных перевозках экономят клиентам 12-15%.
В США важная роль отводится складам общего пользования межотраслевого назначения. Оказываемые ими услуги по отгрузке и подготове продукции приводят к сокращению расходов клиентов в среднем на 15%. Практикуется создание логистическими посредниками совместных с клиентами складских структур. Они могут размещаться непосредственно на территории обслуживаемого предприятия либо образовывать комплекс, обслуживающий одновременно несколько предприятий и фирм.
Создание логистических центров выгодно для экономики государства: снижается инфляция за счет уменьшения затрат на логистику, повышается инвестиционная привлекательность проектов для размещения производств, доля затрат на продвижение грузов и товаров в структуре ВВП становится меньше на 5-10%; повышается доступность товаров за счет снижения потребительских цен.
Логистические комплексы в России
В стране отсутствует централизованная логистическая система. Отдельные игроки создают свои крупные сети. В октябре 2019 года в Подмосковье открылся крупнейший в стране логистический хаб «Северная звезда», принадлежащий Леруа Мерлен. Площадь центра 140 тыс. кв.м.
Более половины складских площадей сконцентрировано в Москве и Московской области. Многие из них не имеют доступа к железнодорожной инфраструктуре. Почти 50 % отправителей грузов отмечают, что железнодорожники срывают сроки доставки грузов. Так же характерен низкий уровень транспортой инфраструктуры, несовершенство законов в области государственно-частного партнерства.
Еще одна проблема комплексов в России – небольшие площади, которые редко превышают 15 Га. Для сравнения: в странах Западной Европы грузовые деревни располагаются на площади 600 Га. Кроме того, в стране не хватает качественных складов класса «А»
В стране разработана транспортная стратегия до 2030 года. Одной из задач стоит создание крупных логистических хабов по направлениям Север-Юг, Запад-восток и расширение сферы услуг логистического обслуживания.
Опережающее развитее логистики – важный фактор, влияющий на развитие экономики страны.